Мы уже начали говорить о том, что практически каждое поколение желает изменить школьное образование в лучшую сторону и даже предпринимает для этого какие-то попытки. Почти каждая школьная реформа начинается с констатации того факта, что нынешняя школа не отвечает требованиям времени, а разрыв между школьным образованием и реальной жизнью нужно ликвидировать немедленно.
И не важно, какой год на дворе: 1958-й или 2022-й. Аргументация совпадает если не слово в слово, то по смыслу совершенно точно. Так, 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х годов [ Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, 2021 ].
И что же мы видим и читаем сегодня, спустя более, чем 60 лет? Оказывается, «разрыв между школой и реальным миром на сегодняшний день настолько велик, что пора принимать глобальные меры и действовать незамедлительно [ Д. Кораблев, 2022 ]. Чем тогда занималось государство на протяжении 60 с лишним лет из поколения в поколения? Об истории школьного образования в нашей стране мы обязательно поговорим, а пока дадим определение, что такое школа будущего.
Одним из основных принципов школы будущего является инновационный подход к образованию, который позволяет создавать и внедрять новые методики обучения и формы работы, активно взаимодействовать с внешним миром. Важной характеристикой школы будущего является ее устойчивость к социальным, экономическим и экологическим вызовам [ Д. Кораблев, 2022 ].
Школа будущего готовит учеников к будущей взрослой жизни и помогает им развиваться как личностям, осознавать свои ценности, находить свое место в обществе и принимать ответственность за свои поступки. Школа будущего должна отвечать ряду критериев для того, чтобы обеспечить высокое качество образования и готовность учеников к вызовам современного мира.
В нашей стране уже многократно переходили с 11-летнего образования на 10-летнее и обратно. Так, в 1958 году в школах СССР был введен дополнительный 11-й класс с тем, чтобы школьники старших классов два дня в неделю трудились на производстве и к концу обучения в школе получали рабочую специальность. Соответственно, школьных занятий в эти два дня не было, поэтому профессиональное обучение воспринималось больше как отдых от уроков, нежели как подготовка к будущей взрослой жизни.
После двух десятилетий относительно спокойной жизни, ныне именуемой застоем, школьное образование вновь начали сотрясать реформы. В 1984 году были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и поставлена задача «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, усилить политехническую, практическую направленность преподавания» [ LibUSSR, 1984 ].
Начиная с 1986 года стали набирать экспериментальные первые классы в школы, дальнейшее обучение в которых было рассчитано на 11 лет. В 1989 году 11-летнее образование было закреплено на законодательном уровне, однако в тот момент переход на 11-летнее обучение ознаменовался лишь «перенумерацией» классов, когда школьники массово пошли после третьего класса в пятый ввиду того, что они завершили обучение в начальной школе, которая по новым правилам занимала 4 года.
В школу в этот день идти было не нужно, а поскольку электронный журнал (сокращенно элжур) «школа будущего» введет лишь в третьем тысячелетии, информация о прогулах производственного обучения доходила в школу лишь к концу четверти, чем некоторые недобросовестные ученики пользовались и просто устраивали себе выходной. Впрочем, большинство достаточно лояльно относилось к идее научиться «что-то делать руками», и не отлынивало от работы.
У многих из тех, кто окончил школу в конце 80-х годов, до сих пор где-то лежит свидетельство о присвоении первого разряда слесаря-сборщика, швеи-мотористки и даже разрисовщика изделий из пластмасс, если в регионе было предприятие соответствующего профиля. Кое-где обучали на водителя категории «С» (грузовые автомобили), но брали туда только с идеальным зрением 100% и преимущественно мальчиков. Желающих было гораздо больше, чем мест, потому что по итогам обучения был шанс «подсуетиться» и открыть в придачу категорию «В» (легковые автомобили), что для взрослой жизни весьма и весьма полезно.
Отдельная тема – система оценивания знаний. Пятибалльная система была внедрена в школах СССР еще в 1944 году и продержалась без изменений до конца столетия. В 2000 году в экспериментальном порядке кое-где попытались отказаться от привычных пяти баллов, что спровоцировало длительную многолетнюю дискуссию о целесообразности данного действа и обсуждение темы «как лучше оценивать школьные знания», в которую включились ведущие вузы страны [ НИУ ВШЭ, 2004 ].
Идея трехбалльной системы нашла живой отклик у россиян. Кто-то вспомнил, что «Юмористы в советское время предлагали двухбалльную систему: пришел на урок – отлично, не пришел – хорошо». В контексте заявленного импортозамещения было предложено поберечь психику не только детей, но и отечественного товаропроизводителя и не говорить производителю, что его продукт плохой, а говорить «условно превосходный» и ни в коем случае не сравнивать с зарубежными аналогами.